Лето-время активного отдыха

ПОКОЛЕНИЕ Z и другие «звери»

Интересы подростков за минувшие 10 лет интересы сильно поменялись.
Сейчас это почти незнакомое нам поколение. Так, если еще 10 лет назад главной задачей родителей было удержать подростка от плохой компании: чтоб не пил, хорошо учился, не курил, не занимался всякой ерундой и поступил в тот вуз, куда хотят мама и папа; то сейчас — сделать так, чтобы ребенок хоть что-то захотел. Современные подростки не хотят учиться: у них огромный поток информации, получаемый из сети, и они чувствуют себя условно компетентными во всех вопросах. Хотя справедливости ради нужно сказать, что они действительно часто компетентнее родителей в том, что касается коммуникаций, поиска информации и пользования гаджетами.
Еще одна проблема — традиционно старшее поколение передает следующему свой опыт: жизненный, профессиональный, любой. А теперь, подчас, все наоборот. Родители просят помочь разобраться с программами и возможностями виртуальной реальности. Новому поколению наш опыт не очень нужен. Он бесполезен. У нынешних ребят совсем другие прошивки. И родители чувствуют себя страшно беспомощными. Они просто не понимают, что с этим делать, приходят в состояние отчаяния и ведут себя соответственно.

Драма нашего поколения в том, что старшие мало чему могут научить подростков. Это надо просто признать и смириться. Мы говорим: «Иди, получай высшее образование! Это карьера, гарантия будущего». У нас была либо дорога в вуз, либо в техникум, либо в ПТУ — и, в зависимости от притязания родителей, ребенок получал профессию, которая гарантировала какой-то заработок. Сейчас этого нет.

Подросток отвечает родителям: «Нет, мне достаточно закончить курсы SMM (или еще чего-то), и я буду зарабатывать больше, чем вы. А если я 5 лет проучусь, за это время все технологии так далеко улетят, что никому не нужны будут мои знания». Конечно, кроме тех, кто с детства мечтает о профессиях, требующих академической подготовки. Но их немного.
Или взять возможности общения с людьми разных возрастов: у прежнего поколения была очень жесткая иерархия. А современные подростки благодаря сети прекрасно понимают психологию тех, кто значительно старше их, и общаются на равных.
Или способы контакта с противоположным полом: для нас традиционны ухаживания с цветами и подарками за девушкой, а для современного поколения это дичь. Мальчики ныряют в ситуацию, спроектированную родителями, а потом возмущаются: «Ма! Ты мне сказала сделать так, а это не нужно было. Я был как дурак».
— Взрослым вечно кажется, что они были совсем другими подростками. Это удивительный эффект. В одном опросе опросили людей 30–35 лет рассказать о своих самых больших подростковых хулиганствах, о противоречиях с родителями, о своих чувствах. С надеждой, что уж 30-летние что-то вспомнят. Им же не 40, не 50 и не 70. Но нет. Оказалось, не помнят. А то, что помнят, создает полное ощущение, что они были ангелами. Это похоже на то, как женщина не помнит боли в родах, идет и рожает второго. Так и мы — не помним того, что мы 

вытворяли, как пугали взрослых. Это как родить самого себя, очень больно и страшно. К счастью, и родители тоже не все помнят: простили, забыли, все со временем исправилось.

Остается актуальной родительская задача «не допустить беды». Это касается распространения и употребления наркотиков — именно подростки находятся в зоне риска. Причем если раньше родители боялись алкоголя, то сейчас все понимают, что наркотики в разы страшнее. Ребенок выпил? Это легко диагностировать и спасти его от привыкания. С наркотиками разобраться гораздо сложнее. И остановить этот поезд на ходу — задача очень сложная.

Важно помнить, что в сети наркодилеров попадают ребята, крайне неуверенные в себе. Помните такую шутку: «До 15 лет я думал, что мое имя Отвяжись»? Если ребенка не слышат, его мнение ничего не значит, он не признается личностью с раннего детства, то станет мишенью для наркомафии. Подростков ловят на крючок как раз тем, что он классный, он значим. А дальше берут на слабо.

Чтобы завтра не случилось беды, сегодня надо уважать мнение ребенка, показывать, что он личность. Не настаивать на своем («на каникулах у бабушки в деревне тебе будет лучше, чем в городе с друзьями» — если, конечно, друзья не заподозрены в криминальных историях). А если высказывать свое мнение, то очень осторожно.

И вообще, лучший способ выстраивания отношений с подростков — присоединение.
Часто ситуация выглядит так: родители ненавидят компьютерные игры, современную литературу, ролики на YouTube… У них нет задачи понять интересы ребенка. Они просто хотят переделать его жизнь на свой лад («я знаю, как правильно, я — взрослый»), и тогда им будет спокойно. Но это не работает. Работает присоединение: вместе слушать музыку, читать литературу, играть в игры. Причем я понимаю — для взрослого занятого человека нет ничего более идиотического, чем играть вечером в «Майнкрафт», в то время, как годовой отчет не закончен. Но вариантов нет. Либо родитель тратит время на протаптывание тропинки к своему ребенку, либо тот попадает в зону риска.

Как действовать? Попросите, чтобы подросток скачал вам музыку, которую он слушает. Пусть он вам объяснит, что он в ней слышит, что в ней хорошего и интересного. Сложно начать слушать Оксимирона, если вам всю дорогу нравилась Зыкина. Говорите с ребенком! «Чем тебе это нравится? Что там, мелодия, слова? Да, я — мастодонт, я не понимаю, расскажи». Для ребенка ваш интерес невероятно значим. Вы сможете понять и узнать своего подростка через общий интерес и глубже, и информативнее. Но это в случае разговора, где есть искренняя заинтересованность. Если же родитель наезжает: «Ах, в этой песне одни наркотики! Пропаганда, я в ужасе!», то подросток будет эпатировать: «Это круто, ты ничего не понимаешь!». Он никогда вам не скажет то, что думает. А с другой стороны, сегодня подросток думает одно, завтра совсем другое! У него гормональный взрыв, перестройка организма. И вообще, он переживает свой самый тяжелый период в жизни. Правда, у мальчиков этот взрыв повторится во время кризиса 40–45 лет, но это совсем другая история.

Почти все родители боятся ранних сексуальных связей у подростков. Родители судят по своему опыту. Но здесь мы ошибаемся — нынешних подростков это не очень интересует. У нас подрастает совершенно асексуальное поколение. Ко мне приходит большое количество девственников в возрасте около 25 лет — и мальчиков, и девочек. У современных детей происходит мощная сублимация — и в играх, и в контактах, и в разговорах. Они могут быть сексуальными вербально, ругаться матом и т.п. Но до дела у многих так и не доходит. Это мое наблюдение, но я неоднократно слышала его подтверждение от коллег, которые занимаются подростками: гормональный взрыв должен настроить ребенка на сексуальный контакт, но его нет.

Могу предположить, что это происходит потому, что эмоции, которые дают виртуальные игры, общение онлайн намного мощнее тех, что подросток получает от живого общения. Плюс, конечно, страхи.
Это ни хорошо, ни плохо. Надо принять, что мир стремительно меняется.
В разные периоды подросткового возраста детей и, соответственно, родителей «штормит» по-разному.
По сути, подростки — это люди от 11 до 24–25 лет. И периоды взросления идут волнами. Первый бунт у многих стартует в 11 лет. Но есть ребята, которые взрослеют с задержкой, и кризис настигает их лет в 16–17. Тем родителям, у которых дети ощутят себя подростками раньше, повезет больше. Потому что ребенок в 11–12 лет еще не обладает такой степенью собственной свободы, еще возможен какой-то контроль, хоть и со скандалами. И напряжение родителей тут связано с тем, чтобы пережить «состояние ежа» у подростка, который ничего не хочет видеть и слышать.

А вот период взросления ребенка с 16 до 20 лет для многих реально непрост. Но если в этот момент подростку удалось сделать профессиональный выбор, и (о, чудо!) он чем-то загорелся (даже если это случилось при помощи родителей), то кризис пройдет спокойней. В 21–24 года все идет на спад. И появляется договороспособность с родителями. А те не верят своим ушам, когда слышат: «Может, сходим вместе в театр?». И — внезапно! — ребенок начинает гордиться хорошим контактом с родителями. И 

Проект «Психологи онлайн»28 июн 2022 в 12:00ПОКОЛЕНИЕ Z и другие «звери»

Интересы подростков за минувшие 10 лет интересы сильно поменялись.
Сейчас это почти незнакомое нам поколение. Так, если еще 10 лет назад главной задачей родителей было удержать подростка от плохой компании: чтоб не пил, хорошо учился, не курил, не занимался всякой ерундой и поступил в тот вуз, куда хотят мама и папа; то сейчас — сделать так, чтобы ребенок хоть что-то захотел. Современные подростки не хотят учиться: у них огромный поток информации, получаемый из сети, и они чувствуют себя условно компетентными во всех вопросах. Хотя справедливости ради нужно сказать, что они действительно часто компетентнее родителей в том, что касается коммуникаций, поиска информации и пользования гаджетами.
Еще одна проблема — традиционно старшее поколение передает следующему свой опыт: жизненный, профессиональный, любой. А теперь, подчас, все наоборот. Родители просят помочь разобраться с программами и возможностями виртуальной реальности. Новому поколению наш опыт не очень нужен. Он бесполезен. У нынешних ребят совсем другие прошивки. И родители чувствуют себя страшно беспомощными. Они просто не понимают, что с этим делать, приходят в состояние отчаяния и ведут себя соответственно.

Драма нашего поколения в том, что старшие мало чему могут научить подростков. Это надо просто признать и смириться. Мы говорим: «Иди, получай высшее образование! Это карьера, гарантия будущего». У нас была либо дорога в вуз, либо в техникум, либо в ПТУ — и, в зависимости от притязания родителей, ребенок получал профессию, которая гарантировала какой-то заработок. Сейчас этого нет.

Подросток отвечает родителям: «Нет, мне достаточно закончить курсы SMM (или еще чего-то), и я буду зарабатывать больше, чем вы. А если я 5 лет проучусь, за это время все технологии так далеко улетят, что никому не нужны будут мои знания». Конечно, кроме тех, кто с детства мечтает о профессиях, требующих академической подготовки. Но их немного.
Или взять возможности общения с людьми разных возрастов: у прежнего поколения была очень жесткая иерархия. А современные подростки благодаря сети прекрасно понимают психологию тех, кто значительно старше их, и общаются на равных.
Или способы контакта с противоположным полом: для нас традиционны ухаживания с цветами и подарками за девушкой, а для современного поколения это дичь. Мальчики ныряют в ситуацию, спроектированную родителями, а потом возмущаются: «Ма! Ты мне сказала сделать так, а это не нужно было. Я был как дурак».
— Взрослым вечно кажется, что они были совсем другими подростками. Это удивительный эффект. В одном опросе опросили людей 30–35 лет рассказать о своих самых больших подростковых хулиганствах, о противоречиях с родителями, о своих чувствах. С надеждой, что уж 30-летние что-то вспомнят. Им же не 40, не 50 и не 70. Но нет. Оказалось, не помнят. А то, что помнят, создает полное ощущение, что они были ангелами. Это похоже на то, как женщина не помнит боли в родах, идет и рожает второго. Так и мы — не помним того, что мы вытворяли, как пугали взрослых. Это как родить самого себя, очень больно и страшно. К счастью, и родители тоже не все помнят: простили, забыли, все со временем исправилось.

Остается актуальной родительская задача «не допустить беды». Это касается распространения и употребления наркотиков — именно подростки находятся в зоне риска. Причем если раньше родители боялись алкоголя, то сейчас все понимают, что наркотики в разы страшнее. Ребенок выпил? Это легко диагностировать и спасти его от привыкания. С наркотиками разобраться гораздо сложнее. И остановить этот поезд на ходу — задача очень сложная.

Важно помнить, что в сети наркодилеров попадают ребята, крайне неуверенные в себе. Помните такую шутку: «До 15 лет я думал, что мое имя Отвяжись»? Если ребенка не слышат, его мнение ничего не значит, он не признается личностью с раннего детства, то станет мишенью для наркомафии. Подростков ловят на крючок как раз тем, что он классный, он значим. А дальше берут на слабо.

Чтобы завтра не случилось беды, сегодня надо уважать мнение ребенка, показывать, что он личность. Не настаивать на своем («на каникулах у бабушки в деревне тебе будет лучше, чем в городе с друзьями» — если, конечно, друзья не заподозрены в криминальных историях). А если высказывать свое мнение, то очень осторожно.

И вообще, лучший способ выстраивания отношений с подростков — присоединение.
Часто ситуация выглядит так: родители ненавидят компьютерные игры, современную литературу, ролики на YouTube… У них нет задачи понять интересы ребенка. Они просто хотят переделать его жизнь на свой лад («я знаю, как правильно, я — взрослый»), и тогда им будет спокойно. Но это не работает. Работает присоединение: вместе слушать музыку, читать литературу, играть в игры. Причем я понимаю — для взрослого занятого человека нет ничего более идиотического, чем играть вечером в «Майнкрафт», в то время, как годовой отчет не закончен. Но вариантов нет. Либо родитель тратит время на протаптывание тропинки к своему ребенку, либо тот попадает в зону риска.
Как действовать? Попросите, чтобы подросток скачал вам музыку, которую он слушает. Пусть он вам объяснит, что он в ней слышит, что в ней хорошего и интересного. Сложно начать слушать Оксимирона, если вам всю дорогу нравилась Зыкина. Говорите с ребенком! «Чем тебе это нравится? Что там, мелодия, слова? Да, я — мастодонт, я не понимаю, расскажи». Для ребенка ваш интерес невероятно значим. Вы сможете понять и узнать своего подростка через общий интерес и глубже, и информативнее. Но это в случае разговора, где есть искренняя заинтересованность. Если же родитель наезжает: «Ах, в этой песне одни наркотики! Пропаганда, я в ужасе!», то подросток будет эпатировать: «Это круто, ты ничего не понимаешь!». Он никогда вам не скажет то, что думает. А с другой стороны, сегодня подросток думает одно, завтра совсем другое! У него гормональный взрыв, перестройка организма. И вообще, он переживает свой самый тяжелый период в жизни. Правда, у мальчиков этот взрыв повторится во время кризиса 40–45 лет, но это совсем другая история.

Почти все родители боятся ранних сексуальных связей у подростков. Родители судят по своему опыту. Но здесь мы ошибаемся — нынешних подростков это не очень интересует. У нас подрастает совершенно асексуальное поколение. Ко мне приходит большое количество девственников в возрасте около 25 лет — и мальчиков, и девочек. У современных детей происходит мощная сублимация — и в играх, и в контактах, и в разговорах. Они могут быть сексуальными вербально, ругаться матом и т.п. Но до дела у многих так и не доходит. Это мое наблюдение, но я неоднократно слышала его подтверждение от коллег, которые занимаются подростками: гормональный взрыв должен настроить ребенка на сексуальный контакт, но его нет.

Могу предположить, что это происходит потому, что эмоции, которые дают виртуальные игры, общение онлайн намного мощнее тех, что подросток получает от живого общения. Плюс, конечно, страхи.
Это ни хорошо, ни плохо. Надо принять, что мир стремительно меняется.
В разные периоды подросткового возраста детей и, соответственно, родителей «штормит» по-разному.
По сути, подростки — это люди от 11 до 24–25 лет. И периоды взросления идут волнами. Первый бунт у многих стартует в 11 лет. Но есть ребята, которые взрослеют с задержкой, и кризис настигает их лет в 16–17. Тем родителям, у которых дети ощутят себя подростками раньше, повезет больше. Потому что ребенок в 11–12 лет еще не обладает такой степенью собственной свободы, еще возможен какой-то контроль, хоть и со скандалами. И напряжение родителей тут связано с тем, чтобы пережить «состояние ежа» у подростка, который ничего не хочет видеть и слышать.

А вот период взросления ребенка с 16 до 20 лет для многих реально непрост. Но если в этот момент подростку удалось сделать профессиональный выбор, и (о, чудо!) он чем-то загорелся (даже если это случилось при помощи родителей), то кризис пройдет спокойней. В 21–24 года все идет на спад. И появляется договороспособность с родителями. А те не верят своим ушам, когда слышат: «Может, сходим вместе в театр?». И — внезапно! — ребенок начинает гордиться хорошим контактом с родителями. И жизнь налаживается. Вдруг оказывается, что все вернулось на свои рельсы. И нужно было просто пережить этот непростой временной период под названием «жизнь родителя подростка».

Есть реальные подводные камни для родителей подростков.
Подростки намного умней, чем принято о них думать. Я не говорю о маргиналах, где с 5 лет дети курят и пьют. Я о хороших семьях. Но и в таких семьях родители имеют склонность обесценивать подростка. И это обесценивание приводит к девиантным способам поведения, от которых у взрослых потом шевелятся волосы на голове.

Контролируйте себя. Останавливайте, если хочется обесценить подростка или его достижения. Сохраняйте доверие и контакт с ребенком. Помните, что подростку совершенно необходим взрослый человек рядом. Он уверен, что его никто не любит. Никто так много не думает о смерти и не испытывает к ней такого интереса, как подросток.

Поэтому единственная надежда для родителей не просмотреть, не проморгать, не пропустить опасный поворот в его жизни — это доверие и контакт.
Родитель с рождения выстраивает доверительные отношения с ребенком. И казалось, что все хорошо, но вот ребенку 11 лет, и нет никакого доверия!

Это другое доверие. То, что вы выстраивали с рождения, заканчивается как раз в 11–12 лет. До этого момента у ребенка было доверие на уровне «родители = Бог»: мама и папа все знают, они самые умные. Но как только наступает подростковый возраст, появляется убежденность: «Нет никого глупее, чем мои родители». Это совершенно необходимая поколенческая история: если последующее поколение не будет отрицать родителей, не будет развития. Поэтому закатываем рукава, забываем все, что было до этого, и переходим на совершенно новый этап. Конечно, все воспитание, весь совместно нажитый культурный контекст будет лететь в тартарары! Бунт, отрицание всего и землетрясение в отдельно взятой семье — вот что ждет родителей. Но есть хорошая новость: вложенное вами в ребенка никуда не денется, никуда не пропадет. Просто полежит на дальней полке, а как бунт пойдет на спад, вернется.
Сегодня, когда у подростка бунт, многих родителей спасала фраза: «Подростка больше всего нужно любить тогда, когда он меньше всего этого заслуживает». Если в этот момент я встречаюсь с родительской обидой: «Мы столько вложили, а он!», то я понимаю, что это родительская инфантильность, тревога, и осознанностью здесь не пахнет. «Я рассчитывал, а мне не дали!». Поверьте, все, что вы вложили, вернется к вам в его 24–25 лет. Когда вся эта подростковая история закончится полностью, сформируется и тело, и мозг.
В возникающих сложностях с ощущением безопасности, родители теряются при проявлениях эпатажа.

Все зависит от того, кто отвечает и кому, сколько лет ребенку и какая атмосфера в семье. Подростки не идиоты. Эпатажем они отделываются от взрослых, проверяют, насколько им важно быть вовлеченным в их жизнь. Разумеется, у них есть мысль, но они ее не высказывают напрямую. Чтобы ее услышать, нужно преодолеть конфликт между поколениями. А он развивается в зависимости от личности родителей, от их вовлеченности в процесс, от их целей и целей ребенка. И родителям, исходя из всех этих факторов, надо заранее выстраивать стратегию отношений с ребенком и выстраивать ответы на его эпатаж.

Найти силы и разрешить подростку все его провокации можно только в любви. Если вы понимаете, что требования подростка безопасны, лучше разрешить. Если с безопасностью сложно — например, группа подростков собралась в лес в тайгу с палатками без руководителя, — возглавьте это безумие. А лучше найдите сертифицированного руководителя и доведите ситуацию до стадии относительной безопасности. Но чтобы вы узнали, что подростки собираются в тайгу (а не ознакомились с планом ребенка, когда он уже едет в поезде) нужен диалог. Нужно до 12 лет разговаривать, выстраивать доверие и любыми способами протаптывать тропинку к подростку.

Родителям пора перестать бояться.
Все страхи работают одинаково, надо сквозь них пройти. Здесь может помочь осознание, что твой ребенок — это вообще другой человек, что он не просился на свет. Его рожали исходя из собственных решений, чтобы испытать радость родительства. Но наступил период, когда радость уже не радость, а тревога. И к этому никто не готов. Значит, пришла пора перестроиться и осознать всю ценность того, что сейчас происходит. А значит, отстать от подростка, перестать его гнобить и постоянно призывать к порядку. Во-первых, он все равно вас не послушает. А во-вторых, эти действия отдаляют вас и лишают возможности более-менее доверительного разговора. Работают только присоединение к ребенку и любовь.

Источник«подпитки радостей родительства» резко изменяется.
В обычном родительском понимание «радость от ребенка» — это «подарочек», как хороший аттестат. В случае с подростком радость — это иное. Это про то, чтобы любить и понимать. Пусть вас радует сам факт, что есть такой чудесный человек — подросток. Пусть радует знание, что он взрослеет, проходит свои сложности и на этом пути ему можно помогать и любить. И главное — найдите источник радости где-нибудь в другом месте, сместите фокус внимания с ребенка на себя. Лучшее, что может сделать родитель в этот период – начать заниматься собой и своею жизнью. Это поможет создать более спокойную обстановку в семье.

Елена Новоселова

Наши друзья из АНО ДПО «Открытое образование» проводят Всероссийский конкурс «Герои нашей страны».

Для тех, кто хочет работать над выявлением интересных, ярких, уникальных сюжетов о вкладе значимых личностей в развитие малой Родины, событиях в истории, повлиявших на развитие российских городов и сел, проследить преемственность поколений внутри своей семьи, найти новые архивные данные, ответить для себя на вопрос: «На кого быть похожим? Чему я могу научиться у предков?»

В конкурсе участвует команда: педагог-наставник, ученик и родитель (член семьи).

Номинации:
— «Герои малой Родины»
— «Герои моей семьи»
— «Герои Великой Победы»

А для ребят от 7 до 18 лет есть специальная номинация – конкурс детского рисунка «Герои нашей страны».

Этапы конкурса:
1 апреля – 15 октября – Прием заявок, отборочный этап
1 мая – 13 ноября — Проектно-исследовательский этап
14 ноября – 2 декабря — Экспертиза портфолио и награждение победителей

Зарегистрироваться можно на сайте: http://opencu.info/heroes_of_country

К участию приглашаются специалисты по патриотическому воспитанию, учителя истории и обществознания, руководители образовательных организаций и педагоги дополнительного образования.